Воспитание межкультурной толерантности школьников
в этнокультурном образовании

Солодухина Т.К.

Толерантность является важным концептом сознания русского человека и жизнен¬но важной историко-философской проблемой, суть которой заключается во избежание уничтожения  человеческого в человеке.

Этимология термина «толерантность» восходит от лат. tolero – нести, держать, а также переносить, сохранять. Указывая, таким образом, на то, что все, что мы держим в руках и несем по жизни, требует от нас определенных усилий и умений «выносить, страдать, терпеть». Однако, по мнению Е.А. Кроткова, за простотой лексического значения термина скрываются  сложные, противоречивые, а порой и драматические человеческие отношения, далеко выходящие за границы психологической уравновешенности в общении и взаимной вежливости. Ученый подчеркивает, что суть слова «толерантность» является производным от двухместного предиката «Х толерантен к Y», где Х – какой-то человек или общественная группа, а Y – другой человек или другая общественная группа [6,с.1]. Собственно такая позиция подтверждается пониманием толерантности в разных национальных культурах. Языковые переводы термина подчеркивают следующие смысловые оттенки толерантности:

  • устойчивость, выносливость, терпимость (английский язык);
  • уважение свободы другого, его образа мысли, поведения (французский язык);
  • великодушие в отношении других людей (китайский язык);
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению,  снисходительное отношение к чему-либо или к кому-либо (русский язык).

Американский словарь «American Heritage Dictionary» определяет толерантность в широком смысле слова как «способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» [14,с.10]. К. Уэйн дополняет это определение, подчеркивая, что «это не просто признание и уважение убеждений других людей, а признание и уважение других людей, которые отличаются от нас самих, признание как определенных личностей, так и социальных или этнических групп, к которым они принадлежат» [13,с.16]. Это, безусловно, важно для полиэтнического  государства, так как традиционно объектом нетерпимости часто выступают этнические культуры и этносы. http://drugslistrx.net/buy-flomax-online/

Основная проблема толерантности заключается в том, что в фактуальном плане она не симметрична, поскольку трудно одной стороне быть толерантной к другой при одновременной нетерпимости другой. На эту особенность толерантности, возможность изменения позиций взаимодействующих сторон указывает ряд исследователей.

 

Престон Кинг интерпретирует толерантность как отрицание и сдерживание нетерпимости, замену ее на более позитивную реакцию [16.P.13], подчеркивая, что человек должен терпимо относиться к убеждению или действию других людей, которое он считает неправильным.

Аналогичную точку зрения высказывает П. Николсон, ведущий разработчик западной либеральной традиции. Он указывает на тот аспект, что толерантность есть моральный идеал, позволяющий преодолеть чувство расовой или этнонациональной неприязни и нетерпимости [цит. по 6].

Вместе с тем П. Кардинер [6] считает, что толерантность нельзя путать с непредубежденностью, непредвзятостью,  предполагающей абсолютно нейтральное отношение или снисхождение ко всем убеждениям и действиям, каковы бы они не были, например к  национальному экстремизму. Такая непредубежденность может возникать в случае, если воспринимать любое убеждение как имеющее право на существование. Возникает вопрос о моральной ценности убеждений и действий. Таким образом, П. Кардинер подводит нас к мысли о наличии у личности предпочтительной системы ценностей по сравнению с другой. Такая система ценностей может базироваться на этнокультурных, религиозных и общечеловеческих ценностях. Каждый человек волен выражать свое мнение, отношение, ценностные ориентации. При этом особый акцент делается автором на то, что не может быть подавления чувств, мыслей этого человека. Таким образом, толерантность выступает нравственным принципом невмешательства в субъективную, интимную сферу другого человека. Она касается публичного выражения этих мнений, чувств ценностных ориентаций, а также соответствующих им поступков, так как только они могут быть приняты или отвергнуты другим.

Показателем толерантности является намеренное допущение или воздержание от препятствования действиям, рассматриваемым как ложные с моральной точки зрения. Человеку может быть что-то непонятно в плане норм и ценностей другой культуры, но это не дает ему права чувствовать и проявлять свое превосходство.

Таким образом, толерантность - это личностный концепт отрицания и сдерживания неприязненного отношения к инокультурным ценностям, моральный идеал, позволяющий преодолеть эти чувства, ориентирующий на нравственные действия и поступки по отношению к этим культурным ценностям. Следовательно, толерантность связывается с двумя факторами, определяющими действие человека, - объективным и субъективным. Первый выражается в конкретном поступке, каком-то деянии, значимом для конкретного общества, группы, отдельного индивида. Субъективный фактор толерантности проявляется в оценке событий через призму интересов, культурных, нравственных и других  ценностей человека.

Понять механизмы проявления толерантности в поликультурной среде возможно через биологический подход [9], который был обоснован П. Медаваром в 1953 году и означал «иммунологическое отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности организма ко всем прочим антигенам». Как подчеркивают психологи, если человек сталкивается с чем-то, вызывающим у него чувство протеста, неприятия, возмущения, он должен «канализировать» эти негативные чувства в русло, безопасное для объекта (или субъекта) возмущения. Иначе говоря, проявить способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора или социальной среды. «Антигенами», разрушающими российскую культуру, традиционные представления о должном и недолжном, о дозволенном и недозволенном, о добре и зле, являются насилие, жестокость, наркотики, равнодушие к брошенным детям, неприятие культурных ценностей других народов, гипертрофированные формы массовой культуры и т.д.

Таким образом, этнокультурное образование должно сформировать настолько устойчивые концепты личности, базирующиеся на системе моральных и культурных ценностей своего народа и поликультурного окружения, которые способны противостоять разрушающим культуру и личность «антигенам». Этническая культура в образовании выступает важнейшим средством воспитания моральных норм, ориентиров и ценностей, неким иммуносберегающим фактором,  позволяющим «канализировать» негативное влияние гипертрофированных форм культуры.

Проблема воспитания культуры толерантности волновала великих мыслителей. Во все времена философы искали разрешение конфликта меж-ду существующими моральными нормами и реальным их воплощением в поведении человека. Многообразие ценностных ориентаций вызывало на-пряжение в общественных отношениях, вражду и ненависть людей, кото-рые требовали решения, в том числе и через терпимость. Китайский мудрец Конфуций призывал: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Античные философы Сократ и особенно Платон видели путь воспитания толерантности в интеллектуальном аскетизме, духовном и социальном спло¬чении людей. Ранняя патристика, в частности Тертуллиан в трактате «О терпимости», размышляла о воспитании толерантности через смирение и аскетизм, показывая божественное начало этого феномена.

Христианская концепция терпимости утверждает равенство всех перед Божественным Законом и предлагает «терпеливое послушание», покоящееся на любви, смирении, всепрощении. Нравственные евангельские заповеди (не укради, не убей и другие) проникнуты  общечеловеческими ценностями, уважением и состраданием к человеку, без соблюдения которых не может быть сострадания ко всему живому.

Гоббс, Спиноза, Руссо, Монтескье утверждали, что все люди свободны и равны от рождения и в своих действиях руководствуются личными интересами, которые могут сталкиваться, приводя к  непониманию. Путь преодоления таких столкновений они видели в духовном раскрепощении человека.

Философия Нового времени (Д.Локк, Ф.Вольтер и др.) предлагала свой вариант воспитания толерантности, связанный с пониманием терпимости как субъективной категории, зависящей от  самоопределения и жизненной позиции при условии наличия равенства прав, уважения других и другими.

Идеи толерантности проходят через всю российскую  гуманистическую философию. В. Соловьев, В. Розанов, П. Флоренский, Н. Бердяев и др. выразили сущностные характеристики толерантности в таких понятиях, как терпимость, всеединство, нена¬силие и др. Понимание терпимости развивалось в двух руслах: религиозно-философском и светском, для которых были характерны антропоцентризм и со¬циальная ориентация.

Обращение к проблемам терпимости начинается в России в XVIII в. Русские религиозные мыслители XVIII в. Тихон Задон¬ский и Паисий Величковский, осмысливая ос¬новные постулаты православия, особо выделили проблемы терпимости. В ча¬стности, Тихон Задонский в произведении «Сокровище духовное, от мира собираемое» подчеркивал сущность терпимо¬сти не только в отсутствии мести, но и нежелании дальнейшего мще¬ния. Таким образом, указывал на воспитание у человека всепрощения.

Русские просветители XVIII - начала XIX вв., рассматривая человека через призму социального, акцентировали не собственно его сущность, а существование. Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, С.Е.  Десницкий, А.П. Куницын и другие в своих трудах утверждали самоценность личности, веру в мощь  его разума, определяющую возможность гармонии общественных отно¬шений на справедливых, разумных началах.

В русской философии ХIХ века обнаружива¬ется несколько подходов к решению проблем терпимости. Первый подход связан с именем В.С. Соловьева, который разводит по¬нятия «терпеливость» и «терпимость». В первом случае он понимает страдатель¬ную сторону того душевного качества, которое в деятельном своем проявлении называется великодушием, а иногда - духовным мужеством. По мнению философа, терпеливость, великодушие, мужество, невозмутимость - это явления одного порядка с очень тонкими, чаще всего субъективными оттенками толкования их при сравнительных оценках. Терпимость же, по мнению В.С. Соловьева, является разновидностью тер¬пеливости и понимается как «допущение чужой свободы, хотя бы предпо¬лагалось, что она ведет к теоретическим и практическим заблуждениям. И это свое свойство, и отношение не есть само по себе ни добродетель, ни порок, а может быть в различных случаях тем или другим, смотря по пред¬мету...» [10,с.194].

Исследуя формы поведения человека, П.А. Cорокин в «Соци-ологических этюдах об основных формах общественного поведения и морали» доказывает, что все поступки человека есть акты «делания» чего-либо или «неделания». «Неделание» понимается автором как  «воздер-жание», что нельзя смешивать с «терпением». Разводя эти понятия, он трактует воздержание как пассивный акт, как избежание каких-либо действий. Терпение же есть акт активный, «состоящий именно в терпении ряда воздействий, исходящих от других людей»  [11,с.52].

Связь толерантности и ненасилия актуализировал Л.Н. Толстой, предложивший миру учение о «непротивлении злу». На практике ненасилие - это отказ быть судьей поступков других лю¬дей. «Речь идет не о том, чтобы вообще отказываться от оценки действий других людей, а о том, чтобы оценивать людей как людей, чтобы не поку¬шаться на их свободу, нравственное достоинство - само их право опреде¬лять свою жизнь. Тем самым человек относится к другим людям как к бра¬тьям» [3,с.53].

В истории педагогической мысли XX век отмечается как полный противоречий в изучении толерантности. С середины 30-х годов слово «толерантность» уходит из социокультурного лексикона Советской России, оставаясь, в лучшем случае, достоянием слова¬рей иностранных слов.

Вместе с тем в исторически долгом процессе защиты прав и достоинств человека мировая культура накопила демократический опыт утверждения и реализации идей толерантности. Этот мировой опыт нашел отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, в которой заложены идеи гуманизма, братской терпимости в отношении друг к другу.  В принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций «Деклара¬ции принципов терпимости» толеран¬тность  осмысливается как уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуаль¬ности [4]. Таким образом, размышления о путях формирования толерантности  человека и человеческих сообществ имеют многовековую историю.

Современное российское общество в силу своей полиэтничности, многоязычия и поликультурности требует усиления внимания к воспитанию межкультурной толерантности школьников, так как от ее результативности зависит мирное сосуществование народов и  взаимное обогащение различных культур.

Мировая педагогическая мысль в ответ на появление новых социокультурных реалий (стремление к этническому самоопределению в условиях нарастающей глобализации, проблемы мультикультурного  общества и др.) разрабатывает новые стратегии образования, базирующиеся на теории толерантности. Среди них:

  • мультикультурное образование (Д. Бэнкес, А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.);
  • межкультурное образование (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др.);
  • многокультурное образование (Г.Д. Дмитриева);
  • поликультурное образование (В.В. Макеева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова);
  • воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности (В.Х. Абэлян, Д.В. Зиновьев, З.Ф. Мубинова и др.);
  • педагогика культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.).

Следует подчеркнуть, что основная идея всех концепций – воспитание толерантного отношения ко всем культурам, отличным от собственной, приобщение к мировым гуманистическим ценностям. Общие цели всех направлений в развитии образования предполагают диалог культур, критическое осмысление собственной культурной традиции «как чужой», преодоление этноцентрической фиксации, воспитание толерантности через признание равенства шансов для всех, ведущее к сознательному и ответственному социальному поведению и этим - к взаимному обогащению культур, составляющих общество.

Одним из вариантов реализации выявленных целей является школа с этнокультурным компонентом, содержание образования которой, по мнению ученых, должно представлять баланс русской культуры, региональной и отдельных культур иных цивилизаций. Как подчеркивает А.В. Шафрикова [15,c.28], «между «своим» и «чужим» должно располагаться среднее звено – широкий культурный ареал, с одной стороны, родственный данной культуре, с другой стороны, имеющий налаженные кросс-культурные «мосты» и «каналы», соединяющие с другими мировыми культурами». Таким ареалом может выступать поликультурное пространство региона, состоящее из многообразных этнокультурных сред. Каждый регион имеет свою межкультурную среду, а каждая школа и класс - свой вариант общего культурного пространства, являющийся условием развития личности.

Этнокультурные школы, развивающиеся в полиэтническом региональном пространстве, не могут быть ориентированы только на «этническое прошлое, каким бы героическим оно не было», они должны смотреть в будущее этноса, «воспитывать творческую личность – носителя культуры этноса» [7,с.91]. По нашему мнению, это будущее заключается в культурном сотрудничестве и взаимодействии народов при сохранении собственной этнокультурной идентичности. Эта идея соответствует мнению М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, взаимодействующем с другими личностями – другими мирами культур - и творящем себя в этом взаимодействии. Мы солидарны с Е.Н. Буланкиной в понимании того, что взаимодействуют не культуры (культура - это понятие функциональное, а не субстанциональное), а люди и народы, связанные с той или иной культурной традицией. Следовательно, взаимодействие культур целесообразно представлять как встречу различных систем ценностей и способов деятельности в сознании отдельного человека, социальной группы или общности [1,с.34].

Таким образом, применительно к полиэтническому государству вопрос о взаимодействии культур принимает характер сложной задачи совмещения в сознании и поведении ценностей западной и восточной цивилизаций с ценностями национальной и субнациональной культур. Следовательно, школы с этнокультурным компонентом должны в своей деятельности, ориентируясь на принципы толерантности, позволить каждому ребенку, каждой семье выбрать вариант этнической и интернациональной идентичности, которые важны для него в существующем поликультурном пространстве.

Вместе с тем путь к развитию толерантности открыт только в том случае, когда человек имеет прочную этнокультурную идентичность.  Как отмечалось ранее, у человека может быть несколько идентичностей: этнокультурная, мультикультурная, гражданская и др. Это связано с тем, что каждый человек есть пересечение многих культур. Подлинная интеграция и диалог культур, ведущие не к редуцированию, а обогащению человеческой личности, возможны в случае одновременного формирования у индивида этно- и межкультурной идентичности и толерантности.

Однако, как указывает В. Лекторский [8], проблема воспитания толерантности достаточно сложна. Как было уже отмечено, это связано, с одной стороны, с пониманием независимости, автономности индивида, недопустимости навязывания ему каких-то идей, сколь хорошими они не представлялись бы. С другой стороны, толерантность предполагает понимание относительности многих наших убеждений и суждений, невозможность такого их обоснования, которое было бы бесспорно для всех.

Опираясь на исследования В. Лекторского, мы выделяем четыре  возможных способа протекания толерантности в межкультурном взаимодействии: безразличие, невозможность взаимопонимания, снисхождение, расширение собственного культурного опыта. Последний способ выступает как  полифония культур, стремление к взаимодействию, к диалогу с человеком, субъектом культуры. По мнению М.М. Бахтина, любая культура существует не сама по себе, а во взаимодействии «на границе» с другими. Толерантность в этом случае выступает как уважение и принятие другой культуры, чужой позиции, предполагающей взаимное изменение позиций (иногда изменение культурной и индивидуальной идентичности) в результате критического диалога.

Межкультурному взаимодействию соответствует концепция поликультурализма - учения о равноправности и взаимном сосуществовании множества культур, уважении различий, требующих  одновременного сохранения национального самоуважения. Применение этой концепции в практике образования имеет свою специфику. Оно направлено на сохранение и развитие многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в конкретном сообществе, в общественной системе и цивилизации в целом, в частности таких, как межкультурная толерантность и уважение. Сущность его заключается в передаче подрастающему поколению в режиме диалога всего системного опыта, наколенного человечеством, в том числе опыта совместной деятельности с представителями разных культур.

По мнению Л.Л. Супруновой, образование на идеях поликультурализма есть «приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, а также развития планетарного сознания и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде» [12,с.81]. Такое образование позволяет развивать поликультурную или межкультурную толерантность школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам дать определение межкультурной толерантности школьников как устойчивому личностному состоянию, определяющему особый тип взаимодействия школьника с другими людьми и  характеризующемуся наличием в его сознании личностно значимого образца терпимого поведения с доминантной направленностью сознания на его выполнение.

Межкультурная толерантность личности - это сложный синтез связанных между собой компонентов. К ним относятся:

  • когнитивный, включающий осознание и интериоризацию идей межкультурной толерантности: многомерности культуры человечества, многообразия этнических культурных традиций, абсолютного уважения к этнокультурным воззрениям личности и др.;
  • эмоциональный, отражающий отношение личности к процессу и результатам межкультурной толерантности через культурные знаки, модальность и силу эмоций, удовлетворенность возникающей ситуацией;
  • инструментальный, предполагающий умение личности  проектировать межкультурное взаимодействие как толерантность, овладение языком и средствами народной художественной культуры;
  • конативный, ориентирующий личность на интенсивное участие в межкультурном взаимодействии, инициативность, социальную ответственность.

Таким образом, основными критериями развития толерантности школьников выступают когнитивный, аффективный и технологический компоненты. Последний предполагает учет диалога культур в процессе приобщения к народной художественной культуре своего этноса.

Воспитание толерантности, как полифония культур, предполагает расширение культурного опыта школьников, выступает через взаимодействие, диалог с человеком - субъектом культуры. Принятие другого, который может отличаться разными признаками (национальными, культурными, религиозными и т.д.), будет способствовать равновесию общественного развития, достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности. Итак, активная нравственная позиция и готовность к диалогу являются основой толерантности, которые формируемы в процессе социального взаимодействия людей иных культур, взглядов, позиций.

Высокий уровень толерантности проявляется в уважении и принятии другой культуры, умении строить диалог, использовать поликультурные достижения для самообогащения личности. В этом  случае ребенок владеет опытом взаимоотношений с разными культурами, основанными на  сотрудничестве, равенстве позиций, высоком чувстве эмпатии, партнерстве, отсутствии стереотипности в  этнокультурном восприятии.

Средний уровень развития толерантности предполагает снисходительное отношение к культурному многообразию. Человек индифферентно относится к нормам и традициям других культур, когда те не согласуются с принимаемыми ценностями. И человек вынужден их терпеть, не вступая в критическую дискуссию.

Низкий уровень развития толерантности связан с нежеланием личности вступать во взаимодействие с культурным наследием соседних народов, объясняемым непониманием религиозных, специфических ценностей их культур. Человек осознает, что все культуры равноправны, но не соизмеримы. Толерантность в данном случае выступает как уважение к культурам других народов, однако опыт взаимодействия  ограничивается отсутствием потребности личности в общении с ее традициями и ценностями. Развитие системы компонентов межкультурной толерантности личности идет на всех стадиях педагогического процесса. Однако наиболее важным является отбор содержания этнокультурного образования. Применив к этому процессу общедидактическую теорию четырехкомпонентного состава общего образования [В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин], мы обеспечиваем:

  • развитие этнокультурной идентификации как основного условия вхождения в поликультурную среду;
  • овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира;
  • формирование умений, составляющих поведенческую культуру  мира;
  • воспитание эмоционального, положительного отношения к            культурному многообразию.

Отбор содержания этнокультурного образования должен учитывать:

  • социокультурное окружение школьников (этнический, конфессиональный состав, установки и убеждения, существующие в окружении);
  • индивидуальные этно- и поликультурные интересы учащихся; этнические и социально-экономические особенности региона (причины  компактного проживания этносов, ведущие формы хозяйственной деятельности);
  • изменяющуюся ситуацию (процессы сближения этнических и конфессиональных групп, развивающиеся конфликты, культурную экспансию, формирование националистических идей и т.д.);
  • методологические, методические и личностные возможности  как отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива школы.

Как показывает практика, во многих школах Бурятии в учебные планы включено изучение таких дисциплин, как «Культура народов Забайкалья», «Культура народов Восточной Сибири», факультативные курсы «История забайкальского старообрядчества», «Духовная культура России», «Этика и этикет казаков Забайкалья», «Введение в этнографию», «История Бурятии», «Национальный мир в литературе края» и другие, которые отражают идеи  межкультурной толерантности, такие как диалог и открытость; возможность личностного самоопределения; диалектическое единство федерального, регионального и субрегионального материала; информационная насыщенность; многообразие познавательных форм; осуществление культуросообразной деятельности.

Вместе с тем перечисленные выше стратегии в большей степени отражают лишь внешнюю информационную сторону формирования межкультурной толерантности. Глубинный уровень этнокультурного образования видится нами в педагогической помощи учащимся освоить идеи поликультурализма на уровне менталитета. Это возможно, во-первых, через создание условий для одновременного проявления многообразных культурных парадигм, их диалога, сравнения, установления взаимопонимания, что полезно для обеспечения более широкого гуманитарного контекста развития ребенка. В связи с этим основная задача этнокультурного образования школьников сводится к воспитанию ментальной совместимости школьников через диалог национальных культур, детализацию взаимодействующих компонентов культуры, их интеграцию в целостном культурном пространстве цивилизации. При таком подходе, по мнению С.Б. Гершунского [2,с.12], создаются все предпосылки вооружения подрастающего поколения «менталитетом Добра, вобравшим в себя все подлинные ценности толерантного общечеловеческого единения, принадлежности к единому человеческом роду, единой цивилизации, в конечном счете к единой планетарно понимаемой культуре».

Во-вторых, развитие межкультурной толерантности русских  школьников следует начинать с культивирования лучших черт русского народа на  высокохудожественных примерах русской народной  культуры, показывая умение русских жить в дружбе и согласии с разными народами, большой диапазон добра, гуманности и милосердия, о которых профессор Пэрс писал, что эти «качества подлинно русского народа займут свое место среди лучших факторов будущей европейской цивилизации» [6]. Рассматривая материальные и духовные памятники народной культуры, следует подчеркивать не только их уникальность и самобытность, но и открытость для инокультурных заимствований. Ярким примером тому может служить культура русских старообрядцев (семейских) Забайкалья.

В-третьих, формирование межкультурной толерантности личности путем диалога этнических культур региона в учебной деятельности должно опираться на  идею альтернативной сравнительности, которая носит только аналитический характер, избегая всякого рода оценок. Учащимся должна быть предоставлена возможность погрузиться в культуру другого этноса, «идентифицироваться» с ней, осознавая ее  значимость, особенности, постигая нравственно- эстетическую природу. Сравнительный анализ пословиц, поговорок, сказок, музыкальных произведений, танцевальной культуры и т.д. позволит детям понять общность тех ценностных идеалов, к которым стремились разные народы. Таким образом, ориентация на общечеловеческие ценности является важным условием воспитания межкультурной толерантности.

Создание на уроках благоприятной психолого-педагогической атмосферы, при которой школьник, независимо от своей идентичности, имеет одинаковые со всеми возможности в выражении своего мнения, реализации своих  потенциальных возможностей.  Особым способом организуемая система воспитательной работы в школе позволит детям включиться в разные виды деятельности по освоению культур разных этносов: проведение национальных праздников и празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев; организация олимпиад, выставок национальной культуры, спортивных праздников, национальных видов спорта; проведение фольклорных концертов с исполнением национальных песен и танцев и другие мероприятия, отражающие внешние проявления национальных культур.

Развитая в школе система дополнительного образования -  кружки, секции, клубы - должна способствовать поликультурному становлению личности. Особенно важна роль педагога в воспитании толерантной личности. В педагогической практике очень часто возникают ситуации, когда учитель неадекватно, необъективно оценивает способности    школьника, основываясь лишь на принадлежности ребенка к другой культуре. Учитель должен уметь учитывать в педагогическом процессе национально-этнические особенности детей, незнание которых приводит появлению межнациональных трений. Поэтому педагог должен  знать нравы и обычаи, традиции народов, представители которых входят в ученический коллектив.

Таким образом, в школе должна быть создана особая образовательная среда, способствующая осознанному, компетентному саморазвитию и успешному самоопределению личности в  пространстве полиэтнической культуры, обеспечивающая продуктивную деятельность в условиях локальной полиэтнической среды школы, сообщества, российского общества и мировой цивилизации. Главная цель включения детей в систему национальных культур – сделать их жизнь содержательнее, приобщить к многообразию гуманистических ценностей, развить творческие способности.

Вопросы для самоконтроля
  1. Что вы понимаете под толерантностью.
  2. Выделите основные этапы развития толерантности в истории педагогической мысли и дайте их краткую характеристику
  3. Обоснуйте критерии и уровни развития толерантности у школьников.
  4. Покажите роль НХК в развитии толерантности школьников.
  5. Выделите основные направления деятельности педагога по формированию межкультурной толерантности школьников в полиэтническом пространстве школы.

Литература

  1. Буланкина Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом пространстве: Монография. – М.: АПКи ПРО,2002.
  2. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. – 2002. - №7. – С. 3-13.
  3. Гусейнов А. Вера, Бог и ненасилие в учении Льва Толстого // Свободная мысль. -1997.-№ 7. – С. 53.
  4. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. – 2001. - №1. – С.62-68.
  5. Кардинер А. Психологические границы общества. – М., 1970.
  6. Кротков Е.А. Анатомия толерантности: феноменологический анализ // http:// toleration.bsu.edu.ru/ Publicatsii/Krotkov Tol.htm
  7. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.
  8. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. - № 11. – С.48-54.
  9. Медведева И., Шишова Т. Башня терпимости //Народное образование. – 2003. - №6. – С.248-256.
  10. Соловьев В. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. – М., 1990.
  11. Сорокин П.А.  Социологические теории современности. – М.,1994.
  12. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии// Магистр. – 2000. - №3. – С. 77-81.
  13. Уэйн К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. – Т. ХХ1. - №2. - С.14-28.
  14. Фэлзон М. Воспитание и толерантность //Высшее образование в Европе. – Т. ХХ1. - №2. – С.10-13.
  15. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Дис. … канд. пед. наук. – Казань, 1999.-20 с.
  16. King P. Toleration: London: Allen and Unwin, 1976.



 

Мрак, "Скачать песню полет"сопровождавший его персону, исчез.

Лишь истертость пола свидетельствовала о "Кряки для mount blade огнем и мечом"том, что все это сделано "Игры мода винкс"руками человека.

Именно это предопределило мое "Скачать песню lets go"решение.

Рассказал две довольно длинные "Как открыть дверь без ключа"и крайне скучные "Игры бокс с кровью"истории про каких-то своих приятелей Толстого Фробишера "Прыгай вниз олеся скачать песня"и Субадара."и крайне скучные "номинации выразительное искусство"и крайне скучные "великое в городской культуре"и крайне скучные "государственных учреждений культуры"и крайне скучные " медали сувенирные "и крайне скучные " регистрация в гостехнадзоре "и крайне скучные " videochat

Корсон Бойл "Чистая windows xp sp3 скачать"засмеялся, но без насмешки, а дружелюбно и "Паспорт заземляющего устройства скачать"поощрительно.

Мы все оказались достаточно подготовленными, или "Скачать игры на xbox"удачливыми, чтобы проникнуть в Замок, и все завершилось вот здесь.

 
организация детских праздников fruitoil - детальное описание на сайте