Проблемы формирования толерантного поведения студенческой молодежи


Рябушев В.Н.

Социально-политические изменения в российском обществе, связанные с переходом от культуры общественно-коллективных отношений к культуре, основанной на признании прав и свобод, породили множество проблем и противоречий, касающихся моральных и духовных ценностей, идеалов и нравственных категорий.

Кроме того, в связи с увеличением миграционных потоков и развитием информационных сетей неизбежным становится столкновение в одном локальном пространстве разных культурных норм. Нередко то, что является «правильным» в одной культуре, «не правильно» по нормам другой. Не учитывая национальный фактор, человечество в скором будущем может потерять многие ценные качества человеческой личности – национальное самосознание, чувство национального достоинства, национальный колорит, особенности менталитета. Тогда как успешность человека, его полноценное функционирование, активная жизнедеятельность и самоактуализация в современном мире напрямую зависят как от уровня его интеллектуально-творческих возможностей, так и от этнопсихологических особенностей, влияющих на духовно-нравственное становление личности.

Россия – многонациональное государство, этнический состав которой включает в себя около 160 (по переписи 2002 года) народов, различающихся не только по языкам и культуре, но и по численности, уровню социально-экономического и культурного развития, а также по статусу в политико-административной системе государства. А. Тойнби писал о России: «Ваша страна состоит из такого множества народов, разговаривающих на стольких различных языках и унаследовавших столь различные культуры, что они являются моделью мира в целом».

Обеспечение политического, экономического и культурного равноправия граждан внутри каждого субъекта Федерации, есть одна из кардинальных задач современного российского общества. В условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает основой межнационального общения, т.к. каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие своей национальной культуры, с одной стороны, как основного фактора своей самобытности, с другой – как органической части общечеловеческой культуры.

 

Республика Бурятия  - один из полиэтничных регионов Российской Федерации, которую в основном обошли напасти межэтнических конфликтов. В республике  проживают более ста народностей – русские, буряты, украинцы, татары, поляки, евреи, немцы, армяне, азербайджанцы и другие. Они развивают свою культуру и активно взаимодействуют друг с другом и находятся в непрерывном поиске путей достижения устойчивого баланса их интересов. В этом сказывается, прежде всего, миролюбивый менталитет народов, населяющих республику, отсутствие особых причин для межэтнических разногласий и противоречий, давние традиции толерантности и уважения традиций и обычаев друг друга и т.п. Однако, и у нас общество в целом, также как  различные социокультурные группы, не имеют достаточного опыта взаимодействия между собой на основе этих ценностей.

По словам Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфина, для накапливания и передачи такого опыта необходимо, чтобы участники образовательного процесса  постоянно убеждались в продуктивности и выгоде отношений, строящихся на основе уважения любой личности и признания права человека на своеобразие, в чем бы оно  не выражалось – в этнических, религиозных, мировоззренческих, возрастных и иных характеристиках.

Оптимальным местом такого межэтнического и межкультурного взаимодействия являются учреждения культуры в случае создания мультикультурного образовательного средового пространства.

Мультикультурное образование в национальных республиках – это жизненная потребность, актуальность которой назрела давно. Такая образовательная система подразумевает воспитание толерантного поведения, патриотизма и человеколюбия, развитие творческих, эмоционально-ценностных, духовно-нравственных и коммуникативных качеств личности, освоение продуктивных способов деятельности, поиск инновационных форм и содержания образования /2/.

Анализ мировых тенденций развития образования показывает, что наиболее значимыми отличительными чертами системы образования нового тысячелетия должны стать фундаментализация образования этносов, повышение интеллектуального потенциала и развитие творческих способностей личности, применение новых информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний. Огромная роль в этих процессах принадлежит освоению родного и других языков, функционирующих в социуме.

В целом, успешное развитие, самоактуализация и самоидентификация студента как этнокультурной толерантной личности подразумевает:

1)    Совмещение и разделение бытовых этнопространств, в которых живет студент, не теряя ни одного из них и не теряя себя в них, где «самоидентификация» не отторгает плоскость национальной культуры, но расширяется до объема общечеловеческой.

2)    Развитие этнокультурной личности, способной к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе через создание многомерного  пространства культуры – мультикультурной среды.

3)  Совместную деятельность преподавателей, кураторов и студентов в культурно-исторической ситуации по созданию очагов этнокультуры, ее поддержанию и развитию,  в частности – по формированию толерантных межэтнических отношений, основанных на признании права каждого на индивидуальность, этническую ментальность.

Однако для этого необходимо создать условия «погружения» личности студента в мультикультурную среду вуза, обладающую этнокультурными, образовательными и творческо-развивающими возможностями. Такая среда должна строиться на принципах системности, синергетичности, интегративности, синкретичности, продуктивности деятельности; быть динамичной, мобильной, активной и многофункциональной средой развития и саморазвития потенциальных возможностей всех субъектов образовательного процесса.

Способы сетевого взаимодействия в мультикультурной среде:

1.    Модульное содержание обучения, элективные курсы, инновационная деловая игра, проекты;

2.    Проектная, продуктивная и коллективная творческая  деятельность по разработке, дизайну, программному обеспечению мультимедийной,  информационной, полиграфической продукции (обучающих программ, сценариев обрядов, этно-праздников, проспектов, календарей и т.д.);

3.    Социальные, инфокоммуникационные, анимационные и образовательные технологии;

4.    Проведение мониторинга, обобщение и распространение положительного опыта преодоления социально-психологической напряженности, независимый анализ причин возникновения конфликтных ситуаций и др.

Проблемы ксенофобии, экстремизма, интолерантности молодого поколения актуальны во многих регионах России. Можно констатировать, что процессы глобализации, происходящие в многополярном мире, затрагивают и столь отдаленные от западной цивилизации, исторически миролюбивые регионы как Бурятия, в которых более успешно и менее болезненно можно конструировать модели толерантного поведения.

Толерантность, являясь интегральной характеристикой личности в условиях полиэтничного региона, рассматриваются в педагогической науке как одна из ценностей общечеловеческой культуры – терпимости. Воспитание толерантности основывается на взаимопонимании как осознанном отношении человека к человеку, что проявляется в глубоком уважении человеческой личности, отзывчивости, внимательности, стремлению к миру, согласию, взаимопомощи, состраданию.

Толерантность как философская, этническая, психологическая, психологическая и педагогическая категория имеет следующие аспекты:

- информационно-познавательный;

- эмоционально-ценностный;

- поведенческо-деятельностный.

Важное место в деле изучения и развития культурного разнообразия, толерантности и межэтнического взаимодействия на территории Байкальского региона принадлежит Федеральному государственному образовательному учреждению  высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская академия культуры и искусств» (ФГОУ ВПО ВСГАКИ), которая может предложить инновационные модели формирования толерантного поведения молодежи, решая при этом специфические для вуза культуры задачи:

•    профессионально занимаясь культурным разнообразием народов России и одновременно позиционируя себя со своим этносом, студенты ВСГАКИ оторваны от практической деятельности национально-культурных организаций (НКЦ, НКА) республики Бурятия. Академии необходимо формировать профессиональные компетенции студентов, направленные на развитие коммуникативности, толерантности, гражданской активности непосредственно в поликультурной среде региона, совместно с НКЦ решая проблемы возрождения, сохранения и развития национальных культур и укрепления межэтнического взаимодействия;

•    в России активно формируется институт национально-культурных автономий и идет поиск эффективных механизмов взаимодействия НКЦ и НКА с органами власти, учреждениями культуры и друг с другом, однако отсутствуют механизмы такой работы. Необходимо обучать студентов академии - будущих руководителей этнокультурных центров (НКА и НКЦ) разработке комплексных программ деятельности, социальному менеджменту и проектированию,  работе с мигрантами, с разными категориями населения;

•    в регионе отсутствует информационно-культурный ресурсный Этно-центр и комплексная программа интернационального воспитания, поликультурного и межнационального взаимодействия, объединяющие усилия и ресурсы учреждений культуры, образования, органов государственной  власти и общественных организаций. Необходимо заполнить эту нишу собственным научно-практическими разработками;

•    в республике реализуется социально-экономическая программа по развитию туристско-рекреационной зоны, где в скором времени будет ощущаться нехватка высококлассных менеджеров культуры, обладающих коммуникативными, толерантными установками, проектными и креативными навыками. Для этого необходимо внедрять в воспитательный процесс инфокоммуникационные, социокультурные, анимационные  технологии.

Для решения этих задач во ВСГАКИ весной 2008 года был создан  Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности (БЦКРиТ). Ведущей целью создания БЦКРиТ стало формирование мультикультурной образовательной среды ФГОУ ВПО ВСГАКИ для удовлетворения образовательных потребностей личности, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации.

Единое мультикультурное образовательное пространство академии включает прилегающий к ней социум через вовлечение в сотрудничество и совместную творческую деятельность ученых, преподавателей ВСГАКИ, лидеров молодежных землячеств академии, молодых активистов национально-культурных автономий и центров республики Бурятия и образовательных учреждений г. Улан-Удэ. Такая среда должна строиться на принципах системности, синергетичности, интегративности, сетевого взаимодействия, продуктивности деятельности и быть динамичной, мобильной, активной и многофункциональной средой развития и саморазвития потенциальных возможностей всех субъектов образовательного процесса.

Для обучения молодежи продуктивному межкультурному, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию и консолидации творческих сил при БЦКРиТ создан Совет студенческих национально-культурных центров «Байкальские кедры». Миссия организации: от этнокультуры каждого через совместное творчество и энергию молодых к согласию и дружбе между народами - Мы вместе в Единой России.

Результатами совместной работы Байкальского центра культурного разнообразия и толерантности, кафедр и факультетов академии и СНКЦ «Байкальские кедры» стали:

- проведение этномониторинга образовательной среды ВСГАКИ;

- внедрение инновационной образовательной программы межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия «Мы – вместе»;

- создание и защита пилотных этнокультурных проектов и презентаций выпускников БШТ;

- организация Байкальского студенческого Этно-форума, который объединил национально-культурные, молодежные  сообщества республики;

- проведение курса семинаров-тренингов «Практика социально-культурных инноваций» Байкальской школы толерантности (БШТ) в области социальных инноваций, межкультурного менеджмента, взаимодействия с органами власти и др.

Мы убеждены, что программы и проекты, осуществляемые БЦКРиТ ВСГАКИ, реально способствуют развитию гражданской активности, целеустремленности и креативности, формированию профессиональных компетенций, толерантных и коммуникативных качеств личности студента.

Творческая группа БЦКРиТ имеет успешный опыт реализации федеральных проектов, деятельность специалистов центра основана на высоком профессионализме, качестве обучения и оригинальных творческих продуктах. Интерес к Байкалу, самобытной культуре народов Бурятии усиливает привлекательность данной модели.

В целом, созданный в Восточно-Сибирской государственной Академии культуры и искусств Байкальский центр культурного разнообразия и толерантности уже сегодня готов стать той переговорной образовательной площадкой, на базе которой можно разрабатывать и апробировать модели продуктивного межкультурного, межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Мы полагаем, что эти модели могут заинтересовать наших татарстанских коллег из Казанского государственного университета культуры и искусств. Это даст возможность осуществлять совместные межкультурные проекты между КГУКИ и ВСГАКИ, что будет содействовать реальному межнациональному и межконфессиональному согласию, толерантному поведению студенческой молодежи обоих вузов.

У жителей Кашеры есть какие-нибудь.

Я чувствую, что она приближается, пояснил меч.

Спайдо споткнулся на подъеме, и бедро ящера угрожающе качалось на его плече, "Samsung gt s5620 прошивка"пока он не восстановил равновесие.

Они прекрасны, но при этом они являются еще одним примером твоей глупости.

Ваши историки высказывают различные предположения о том, каким же, собственно, "Программа для нетбука скачать"образом нам удавалось возводить подобные "Скачать фильм сумерки затмение фильм"сооружения.

Я, Джеймс Винтон, уничтожил его, принес его "Кабриолет цепи цепи скачать"в жертву, сокрушил его по своей воле.

Итак, слушайте меня внимательно.

А поскольку "Winamp portable скачать"мы уже не будем держать тебя "Скачать музыку мрз"в заключении, нам не "Админ меню скачать плагин"придется бояться расследования."в заключении, нам не "Ктс б руководство"в заключении, нам не "зайти в Научно-исследовательский центр"в заключении, нам не "сайте информация касающаяся"в заключении, нам не " закваска для домашнего йогурта - смотрите подробности на нашем сайте ."в заключении, нам не "экскурсии израиль сайт: ekskursii-israel.com

И вообще, у безумцев не может "оплатить кредит картой"быть такой четкой организации и настойчивости в "Avicii levels skrillex remix скачать"осуществлении заговора.

И, конечно, существуют еще частные врата, "Драйвера для китайских телефонов"наподобие моих врат в Сан-Франциско, но пользоваться ими "Скачать комиксы новые приключения человека паука"без дозволения владельца считается крайне дурным тоном.

Я перенесся "Скачать дидактические материалы по алгебре 8 класс скачать"в синюю бутылку, что служила мне домом.

Его "Viva журнал скачать"ладья налетела на риф там, где никогда не "Movavi video suite 9 кряк"было подводных камней уж он-то знал Стикс как свои пять пальцев!

Я не заслуживаю благодарности, сказал "Небо картинки скачать"незнакомец, так как оставляю вас на произвол судьбы, но, к "Theme лига чемпионов скачать"несчастью, я не располагаю свободным временем.

Его грубый смех, "Начесова песни скачать"сопровождаемый ругательством, еще сильнее испугал более робких из присутствующих и, казалось, произвел впечатление даже "Скачать игру великую отечественную войну"на всадника без головы.

На одном из табуретов посреди "Скачать песню из фильма титаник?"комнаты сидел человек, который никак не мог быть самим мустангером.

Кровь быстрее "Скачать песню клён клён"заструилась в моих жилах, сердце "Аваст антивирус скачать без регистрация"забилось ровнее и свободнее, а душа ликовала.

Вместо неприятной встречи, которой "Водонагреватель thermex инструкция"я ожидал и думаю, что имел достаточно оснований для этого, я был очень обрадован и удивлен "Video joiner скачать"его приветливостью.

Браун только посмеялся бы над моей "Скачать моду на just cause 2"сердечной тайной, и сегодня же весь город смаковал бы за чашкой чая забавную историю.