ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости. 16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года. Декларация принципов толерантности провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Осно-ванием для этой акции стала озабоченность существованием и даже ростом ряда серьезных угроз для мирной жизни человеческих сообществ и между-народной стабильности в целом.

Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в  международных  декларациях. Базовый документ - Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

 

В России главный документ для определения толерантности – Конституция Российской Федерации. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются статьи Уголовного кодекса.

 

В настоящее время проблема толерантного отношения в обществе остается в числе актуальных и отвечает требованиям современного развития. В целом по России межнациональных и межрелигиозных конфликтов сегодня нет. Создана законодательная база по защите прав человека, независимо от его национальной принадлежности. Однако на бытовом уровне нередки случаи ксенофобии, экстремизма, проявляются антикавказские, антисемитские, антирусские настроения. Принципы толерантности, терпимого отношения в государстве, населенном более чем 160 нациями и народностями, в каждом отдельном национальном сообществе не могут формироваться из ничего. Для этого необходима последовательная и целенаправленная работа многих государственных структур, общественных и религиозных организаций. Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно констатировал, что общество, в котором бы жилось всем народам комфортно, можно построить только в том случае, если в нем будет решена многогранная задача формирования толерантных отношений. На практике это включает в себя, прежде всего, разработку и реализацию "комплексных миротворческих программ", в рамках которых решались бы вопросы по объединению усилий различных гражданских структур с целью снижения напряженности в обществе, урегулирования и предотвращения конфликтов, а также эффективную работу таких институтов как общественные объединения, которых на территории России сегодня функционирует более десяти тысяч, в том числе около 1000 на территории Республики Бурятия. Формирование толерантных отношений в обществе достигается и путем целенаправленной работы в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях и многочисленных молодежных организациях, которые создают фундамент ближайшего будущего, формируют личность с историческим и национальным сознанием.

В целом уровень межрасовой и межэтнической толерантности в Рос-сии остается достаточно высоким, о чем свидетельствует большая доля смешанных браков, отсутствие пространственной сегрегации в местах жи-тельства, интенсивная личностная и трудовая коммуникация. Научные за-меры этногрупповых установок в ряде республик подтвердили существо-вание климата межэтнической толерантности и на личностном уровне. Так для жителей Бурятии в целом предпочтительной является модель равностатусного взаимодействия без проявления этнофобии. Скорее всего, корни этого явления надо искать в длительном совместном проживании русских с бурятами и ощущении себя как представителями своего этноса, так и жителями Бурятии. Проблема межэтнических отношений в республике в целом, не беспокоит или почти не беспокоит респондентов, что было установлено в ходе социологических исследований. Стабильность межнациональных отношений подчеркнули 57,3% русских, 62,3% бурят, 57,1% представителей других этносов.

Новая Россия не может быть отнесена к категории государств, где су-ществует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств. Все группы признаются государством, а вместе с этим их права на сохра-нение культуры и целостности. Большинство народов имеет высокий ста-тус территориальных автономий в районах их основного расселения. В российских республиках обеспечиваются экономические, социальные и по-литические условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их чувстве принадлежности к той или иной национальности. Утверждение подлинного федерализма, отражает толерантную природу самой доктрины государственного устройства Рос-сийской Федерации и ее конституционных основ. Идет сложный поиск но-вых законодательных норм, которые дополнительно гарантировали бы права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам. В 1999 году был принят федеральный закон «О гарантиях и защите прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и была ратифицирована рамочная конвенция ОБСЕ «О правах национальных меньшинств».

В сфере культуры и образования сохраняются некоторые бесспорные достижения прошлых десятилетий, к ним прибавились демократические по духу федеральные законы об образовании и о языке, особенно «Закон о языках народов Российской Федерации». Согласно последнему закону, «государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия». Уже сегодня в стране ведется преподавание на 80 языках народов России, радиовещание - на 56 языках, телевещание - на 69 языках, что способствует истинному взаимодействию культур и духовному сотрудничеству, делает общество более терпимым.   

В нашей республике в 1992 году был принят закон «О языках народов Республики Бурятия» признавший бурятский язык вторым государственным языком. Сегодня бурятский язык преподается в 330-ти общеобразовательных школах, в одной четвертой части дошкольных учреждений, в 25-ти из 37 учреждений начального профессионального образования, в четырех средних и в двух высших учебных заведениях. Его изучают не только носители языка -  буряты, но представители других народов, живущих в Республике Бурятия. Изучение бурятского языка способствует лучшему взаимопониманию и взаимному культурному обогащению  людей, укреплению дружбы и согласия.

Наряду с русским и бурятским языками в школах республики, в местах компактного проживания эвенкийского населения, преподается эвенкийский язык, в Окинском районе начато преподавание сойотского языка. В воскресных школах, созданных при национально-культурных центрах, изучаются польский, азербайджанский и армянский языки.         

К сожалению, в стране сохраняются негативные последствия политики прошлых режимов в отношении недоминирующих групп и меньшинств, а также появились новые проблемы в результате экономической и поли-тической либерализации и геополитических изменений. В многоэтничной России пока не утвердилась наиболее приемлемая и прогрессивная доктри-на политики культурного плюрализма. Государственные бюрократия и экономика, а также агрессивное молодое предпринимательство игнориру-ют интересы и права малых групп, проживающих в сложных экологичес-ких условиях и сохраняющих традиционные системы жизнеобеспечения. Общегосударственные информационные и образовательные системы не-достаточно отражают культурное многообразие народов России и уста-новки на толерантное восприятие различных традиций и ценностей.

Наиболее серьезным вызовом для России является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов России сыгра-ли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фак-тор в ряде случаев стал основой для формулирования программ и дейст-вий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют не-терпимость, вызывают конфликты и насилие.

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социально-му миру представляет и растущий национализм гегемонистского типа, формулируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идео-логии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить про-цесс гражданского нацие-строительства все тем же нереализуемым лозун-гом самоопределения русской этнонации. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка и пренебрежение к меньшинствам.

Что касается проблемы религиозного экстремизма, то его проявле-ния не получили распространения в России. Более того, все мировые рели-гии и верования заключают в себе большой потенциал терпимости и тем самым являются естественными союзниками толерантности. Возвращение религии в Российское общества может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие. В многоконфессиональной России государство может быть только светским, а возрождение религии возмож-но только на основе межконфессионального диалога и сотрудничества, как бы не были трудны материальные условия церкви, мечети и дацана и как бы не была сильна между ними конкуренция за новых прихожан.

В нашей республике две основные конфессии православие и буддизм изначально в своих основных установках несут в себе идею терпимости к другим религиям. Православие и буддизм мирно сосуществуют на территории Бурятии уже в течение многих веков. Более того, никогда не было конкуренции и напряжения между этими двумя кофессиями. Скорее иногда можно услышать о противоречиях внутри конфессий между различными лидерами, нежели между конфессиями. Также общеизвестно, что многие верующие посещают и православные храмы, и буддистские дацаны.  

В социальной сфере необходимо руководствоваться фундаменталь-ным принципом права человека на справедливый социальный порядок и обязанностью государства обеспечивать приемлемые условия социального существования для всех граждан и стремиться к их материальному благо-получию. В последние годы много делается в этом направлении, как в России, так и в Бурятии в частности.

В рамках программ развития и реформ сохранены гарантии против безработицы, резкого контраста между нищетой и богатством, явные дис-пропорции в положении регионов, территориальных и этнических групп и общин. Поощряются успешные индивидуальные и кооперативные проекты и предпринимательство, способствующие сохранению культурного много-образия, социальному миру и устранению причин недовольства, ненависти и насилия, а также последствий этого насилия.

Реформы и становление рыночных отношений уже привели в прини-жению статуса женщин, к резкому увеличению числа детей, не посещаю-щих школу, к лишению денежных накоплений и даже имущества наиболее уязвимых групп населения. Это вызывает межгрупповую и гендерную на-пряженность и представляет собою одну из форм проявления нетерпимо-сти на коллективной основе.

Необходимы коррекция реформ и широкие образовательные про-граммы для исправления ситуации. Необходимо выделение ресурсов и психологическая работа с населением, чтобы радикально изменить ситуа-цию. Гуманное отношение к уязвимым и нуждающимся членам общества есть наиболее эффективный путь утверждения климата толерантности.

Правительства должно разработать сильные политические программы по предотвращению и противодействию всем формам ксенофобии, меж-групповой ненависти, экстремизма. Эти меры могут включать не только механизмы судебно-правовых ограничений и наказаний, но стратегию иг-норирования, изоляции и ограничения публичности для экстремистских групп.

В сфере образования и культурной политики интеллектуальная элита совместно с соответствующими органами власти и общественными органи-зациями должны разработать простые и привлекательные принципы педа-гогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а также предложить учебные тексты и программы как для аудито-рий обучения, так и для средств массового воспитания, включая информа-ционные институты.

Большинство классных комнат в России и других странах сегодня представляют микромир культурного многообразия своих сообществ и поэтому нуждаются в новых педагогике и содержании образования, отра-жающих знание и понимание других народов, их культур и истории, а так-же понимание общности и единства человеческих сообществ.

Важно прививать молодым поколениям чувства открытости, альтру-изма, уважения к другим, солидарности и сопричастности и раскрывать источники и опасности враждебности, неприязни, отчуждения и ненависти.

Ученые и практики образования должны понимать и научить раз-личать симптомы нетерпимости на их ранних стадиях. Такие явления нуж-даются как в открытых осуждениях, так и в настойчивой и умелой профи-лактике.

В системе школьного и высшего образования, а также в повестке гума-нитарных исследований должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире. Однако недопустимы гипертрофи-рованные, обретающие сакральную форму интерпретации только собст-венного народа или группы как жертвы и страдальца в результате дейст-вий других народов. Такая односторонняя проекция вызывает нетерпи-мость и вражду, ограничивает установки на межкультурные взаимодейст-вия.

Педагогика толерантности должна учить умению анализировать мест-ные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способности к критическому самоанализу. Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так конкретные меры и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации.

В современной системе обучения и воспитания должны присутство-вать курсы, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше,  что означают понятия: расизм, антисемитизм, национализм, фа-шизм, ксенофобия, этнические чистки, дискриминация по полу, религиоз-ные преследования. Это знание должно сопровождаться изучением мест-ных ситуаций и их оценкой в свете международно-правовых норм и нацио-нального законодательства.

Формирование толерантного отношения к другим народам является важным шагом на пути обеспечения национальной безопасности. Особенно эта задача актуальна в настоящее время, когда в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, миграция и связанные с ней трудности вхождения в другую культуру. В условиях повышенной мобильности населения нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями или интеллектуальным уровнем. Если процессы мобильности носят исключительно спонтанный, неуправляемый характер, то сплочение общества может затянуться на неопределенно долгое время. Но есть факторы, помогающие данному процессу, но есть и препятствующие. Помогает этому процессу то, что в человеческом обществе присутствует потребность в общении и в глубоких эмоциональных контактах. А затрудняется данный процесс проявлением со стороны многих людей, особенно молодежи, максимализма, категоричности в суждениях, повышенная чувствительность к оценке своих внешних и внутренних качеств и требовательность к другим, несдержанность и др.

С развитием Интернет-технологий стала актуальной проблема толерантности и борьба с экстремистскими проявлениями с сети Интернет.  В России за последние года появились  десятки сайтов пропагандирующие экстремистскую деятельность и нетерпимость к народностям, проживающим на территории Российской Федерации. На таких сайтах открыто обсуждается расовая, религиозная и иные виды неприязни, а также публикуются отчеты о различных экстремистских акциях. Отчасти это объясняется, анонимностью и практически безнаказанностью за написанный текст.

Другой, вид толерантности - политическая толерантность. Она тесно взаимодействует с политическими, религиозными, морально-нравственными основами нашей жизни.

Термин «политическая толерантность» применим ко всем странам, где работают демократические институты и соблюдаются демократические права. В России насчитывается множество политических партий и общественных организаций. Соперничество между ними и борьба за власть – это нормальное явление в любой цивилизованной стране.

В период выборов Государственной Думы Российской Федерации, Народного Хурала Республики Бурятия и мэра г.Улан-Удэ политическая толерантность региональных отделений политических партий и отдельных кандидатов в депутаты приобретает особую роль.

Для Республики Бурятия основными задачами  в области политической толерантности являются: 1) конструктивный диалог различных политических сил и координация их совместной деятельности в решении как собственно социально-экономических и политических задач, так и предотвращение развития тенденций различного рода политического экстремизма; 2) формирование политической толерантности как элемента политической культуры населения региона; 3) формирование соответствующей нормативной базы в местном законодательстве, обеспечивающей решение основных задач.

Для формирования политической культуры большую роль играет информированность, просвещение населения в вопросах политических и социально-экономических. Широкие массы должны не только осознать, но и разбираться в них, уметь дать объективную оценку принимаемым решениям органами власти. Политическая информированность населения способствует развитию политической культуры и выработке принципов политической толерантности.

 Антиподом термина толерантности является интолерантность. Одной из проявлений интолерантности - экстремизм. Экстремизм — это форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп.

В России нет религиозного экстремизма, нет откровенно антииммигрантских экстремистских групп. В России существуют проявления экстремизма ксенофобского толка, основанного на этнорасовой нетерпимости, а также политический экстремизм неофашистского толка, также основанный на идеях группового неравенства и отторжении культурных различий. Именно эти формы наиболее опасны для страны с многоэтничным составом населения.

Важнейшей стратегией противодействия экстремизму должна быть политика отказа в публичности. На экранах телевизоров и в печати не должны появляться и цитироваться не только теоретики и активисты экстремизма, но и сообщения на эту тему должны носить строго дозированный и целенаправленный характер.

Следующей стратегией противодействия является образование и просвещение граждан в части культурного многообразия и единства жителей страны и мира, истории нетерпимости, геноцида и других преступлений, которые принес людям экстремизм.

Образование, не только молодежи, но и взрослых, должно включать точную и подробную информацию об истории мировых геноцидов,  сталинских репрессий, но оно не должно позволять превращать прошлую коллективную травму в предмет сакрального значения и питать идеи реванша и «исправления прошлого» за счет новых несправедливостей. Современный экстремизм питается не только прошлым, но и новыми мифами и политическими спекуляциями.

Следующая стратегия — это общественный мониторинг экстремизма, его профилактика и нейтрализация на массовом, низовом уровне.  Если в классе учителя не реагируют на обидные клички этнического содержания, появившиеся среди детей и подростков, и не знают как этому противодействовать, то это плохо. Если родители или преподаватели не замечают и никак не реагируют, что молодой человека сбрил волосы на голове и стал носить черную одежду, а у его кровати появились портреты разных фюреров, то это уже очень плохо. Если взрослые жители и общественные организации не могут остановить появление на улице молодежных групп со свастикой и спокойно смотрят как у их дома продают расистскую литературу, то это уже беда. Если владельцы сдают помещения для собраний подобных групп, а владельцы типографий готовы печатать все, за что платят, то это есть соучастие в преступлении.

Общество само должно мобилизовать свои ресурсы на противодействие экстремизму, понимая, что его жертвами будут не отдельные народы, а все граждане. Для этого нужны не столько разовые акции, а массовые и одиночные действия самого низового характера. Нельзя проходить мимо нарисованных свастик без всякой активной реакции, а тем более бояться подать в суд или выступить экспертом по делам против разжигания розни и оскорбления достоинства. В России слишком мало общественных советов и групп, которые вели бы подобную работу квалифицированно.

Профилактика и нейтрализация экстремизма нуждаются в поднятии моральной планки по поводу того, что допустимо и что нет в обществе, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности и практике граждан. И, прежде всего, планку должно поднять само общество, его элита, экспертное сообщество.

Возможны и необходимы меры общественного воздействия и нейтрализации в отношении и тех, кто уже «вне системы». Разные группы возникают робко и крепнут, не получая отпора. Если вместо этого серьезные и образованные люди найдут время и силы заняться переубеждением, если они смогут предложить некоторым активным «писателям» и «теоретикам» экстремизма серьезные контраргументы и альтернативные интеллектуальные занятия, число рекрутов в эту среду явно станет меньше. Экстремистами не рождаются, ими становятся. И мы все в чем-то за это несем ответственность.

В этой же связи нельзя исключать необходимость диалога, в том числе и антиподов или заклятых ненавистников друг друга. В США одной из рекомендаций специалистов по устранению антисемитизма черных американцев, среди которых он сильнее всего распространен, был призыв к лидерам еврейских и негритянских общин и активистов больше практиковать прямых диалогов и контактов, ибо без этого остальному обществу справиться с проблемой очень трудно.

К сожалению и жителей Бурятии экстремизм тоже не обошел стороной – это выразилось в нападении на жителей республики в г. Москва группировками скинхэдов. По этому поводу Правительство Республики Бурятия и Народный Хурал Республики Бурятия направляли письма в адрес Правительства Российской Федерации об обеспокоенности по поводу участившихся нападений  на жителей Республики Бурятия в г. Москва. Президент Республики Бурятия В.В. Наговицын держит на личном контроле расследование этих случаев.

Поэтому именно государство, в первую очередь, несет главную ответственность за противодействие экстремизму, и оно должно инициировать все необходимые меры и осуществлять необходимые действия по защите общества. Но и общественность должна быть включена в борьбу против проявлений экстремизма и повышения уровня толерантности. Вот почему нам необходима новая модель межнациональных отношений, современная национальная политика Российской федерации, которая даст реальные результаты, наметит проблемы и пути их решения, сможет предотвратить негативные проявления ксенофобии и экстремизма, поможет нам сохранить мир и согласие в нашем общем доме.

Литература:

  • 1.    Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под. ред. проф. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
  • 2.    Мартынова М.Ю. Толерантность и культурная традиция. – М.: Полис, 2002. –122 с.
  • 3.    Кукушкин Ю., Барсенков А. К вопросу о концепции национальной политики РФ // Этнополис. – 1992. - № 1. – С. 85-94.
  • 4.    Кулмагамбетова С.С. Развитие проективных технологий этнокультурного образования студентов в Вузах Казахстана: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2001. – 16 с.
  • 5.    Культуры. Диалог народов мира // UNESCO. –  1984. –  №3. –  С.78-82.
  • 6.    Толерантность против глобализации (материал с сайта "Полемика и дискуссии" http://toleration.bsu.edu.ru/public/www.polemics.ru)
  • 7.    Бондаренко О.Я. Анатомия толерантности  (материал с сайта http://www.abitura.com/)  

Выражение ее лица смягчилось, "Скачать программы для взлома странице в контакте"и она вежливо объяснила, как "Скачать рингтоны на папу"туда попасть.

Не мог я "Бесплатные игры джип разрушитель"уйти ни с чем, пришлось "Русификатор для dirt 2 скачать"кое-что выдумать.

Именно такая "Скачать альбом сергея жукова"лошадь и такой всадник появились "Скачать игру футурама на компьютер"в прериях юго-западного Техаса в "Скачать мр3 аудиокнигу"185."лошадь и такой всадник появились "многодетных и малообеспеченных семей"лошадь и такой всадник появились "развития индустриальных парков"лошадь и такой всадник появились " Диспетчерская мебель "лошадь и такой всадник появились " разместить вакансию на hh ."лошадь и такой всадник появились " воблеры спрут каталог "лошадь и такой всадник появились " оформление загранпаспорта сроки

Дайте такому человеку достаточно времени и он освободится.

Они "Сборки windows 7 скачать torrent"не в состоянии даже "Драйвера бесплатно для видеокарт"говорить.

А сейчас он, может быть, "Игры больница для людей бесплатно"и не собирается этого делать.